14 февраля Православная церковь празднует день святого великомученика Трифона. Он был простым пастухом во Фригии и обрел дар изгонять бесов — а спустя много веков в Москве стал покровителем брака и любви.
Пас гусей, гонял бесов
Трифон был родом из бедной и благочестивой христианской семьи из Фригии, ныне – территория Турции. Мальчик рос в сельской местности, пас гусей и ни о чем таком не промышлял, но в детстве у него обнаружился редкий дар: способность изгонять бесов. На более мелких тварей его способности также работали — в древних преданиях сказано, что своей молитвой он сумел предотвратить нашествие саранчи на родное село.
Димитрий Ростовский в житии подвижника сообщает: у императора Гордиана III, царствующего в те времена в Риме, была дочь по имени Гордиана, красивая и умная, но однажды в девушку вошел бес. Он жестоко мучил ее, и никто не мог помочь. Дошло до того, что бес, захвативший разум Гордианы, сказал священникам и лекарям: «Никто не может изгнать меня отсюда… Кроме отрока, которого зовут Трифон». Императорские слуги отправились искать юношу с таким именем и через некоторое время добрались до фригийского поселения, где будущий святой пас гусей: Трифону на тот момент исполнилось 17 лет. Когда он добрался до Рима, император попросил не просто изгнать беса из его дочери, но и показать его во плоти — так, чтобы любой мог узреть его. Юноша согласился. И после этого тотчас «диавол предстал пред всеми в виде черного пса, которой имел огненные глаза, а голову влачил по земле» — так описывает это событие Димитрий Ростовский. Тогда же, по его словам, многие, кто наблюдал это зрелище, уверовали в Спасителя. Увы, не все императоры в те времена благосклонно относились к христианам.
Через несколько лет на трон взошел император Деций, прозванный Свирепым. Во время его правления было казнено огромное количество христиан. Он дал указания преследовать христиан во всех провинциях. Трифон не стал скрываться. Когда его схватили, он отказался предать Христа. После долгих пыток и изощренных мучений Трифон был казнен — ему отрубили голову.
В Москву
Куда интереснее, как мученик Трифон обрел славу на Руси. Существует московское предание, будто государев сокольничий, некий боярин Трифон Патрикеев упустил любимого царского сокола. Нет единого мнения, что это был за царь: одни легенды уверяют, что это был сам Иван Васильевич Грозный, другие — что дело происходило во время правления Ивана Третьего, которого также иногда называли Грозным. Как бы то ни было, без сокола возвращаться под гневные очи государя сокольничему было никак нельзя. Он горячо помолился святому Трифону и уснул. Во сне Трифону явился его тезка — юноша на белом коне и с соколом в руках. Проснувшись, сокольничий увидел, что на руке у него сидит вернувшийся сокол. Так появилась на Руси традиция изображать Святого Трифона на коне и с соколом в руке, в то время, как на византийских иконах мученик держит в руках крест.
Руководства по написанию икон дают указания: «типом римлянин, молод, около 23 лет, пастырь гусей при озере, с пробивающейся бородкой, в рубашке немного пониже колен, сверху епанча с куколем, как носили пастухи; одежда грубая, босой, лицом худощав, волосы кудреваты. В руке хартия. В правой руке у него можно писать и сокола по совершенному им чуду в Москве». В память о том самом чуде, как гласит предание, сокольничий построил на том самом месте небольшую каменную церковь. Стоит она и по сей день — недалеко от Марьиной Рощи, на улице, названной в ее честь Трифоновской.
Именно дата постройки храма и вызвала споры, какому именно царю служил Трифон Патрикеев — Грозному или Ивану III. Если считать за год постройки надпись, выбитую на одном из кирпичей храма с указанием даты, то получится, что церковь была построена в 1492 году, в период правления Ивана III и задолго до рождения Ивана Грозного. Однако не все исследователи согласны с этой датой, некоторые относят время строительства храма ко второй половине XVI века.
Еще одна загадка — личность самого сокольничего. Единственным достоверно существовавшим приближенным к царю был человек по фамилии Патрикеев, и звали его не Трифон, а Иван. В январе 1499 года попал в опалу и был сослан в мужской монастырь, так что храм построить он не мог. Исследователь архитектуры Московской Руси Александр Эзерин приводит свою версию возникновения храма. Согласно ей, церковь могла быть построена иностранцами, которых Иван III после женитьбы на Софье Палеолог приглашал в большом количестве в Москву для храмовых и прочих работ. Это были преимущественно итальянцы — зодчие, ювелиры и представители других профессий. Среди них был некий мастер Трифон из города Котора.
У итальянской общины не было своего храма, а, поскольку они были католиками, то Иван III, подумав, все же позволил им построить церковь для своих нужд, но — за чертой города и так, чтобы она не выделялась своим внешним видом. Это объясняет необычную архитектуру храма. Вероятнее всего, построенный по инициативе мастера храм в честь святого Трифона пробыл католическим недолго. Постепенно итальянские экспаты перенимали образ жизни москвичей, а вслед за этим — и веру. Так что вскоре храм был переосвящен как православный.
Трифон против Валентина
Как бы то ни было, почитание святого Трифона распространилось по Московским землям. В народном сознании он стал покровителем охотников и рыбаков. Молятся мученику Трифону также об устроении житейских дел, квартирных проблем и сложностей со здоровьем. Москвичи в давние времена обращались к святому Трифону по любому поводу — и в горе, и в радости. На Руси в те времена в феврале массово играли свадьбы и праздновали помолвки. Ну а девушки молились 14 февраля святому мученику Трифону с просьбой помочь в любви и обрести семейное счастье. С точки зрения русских традиций, куда правильнее просить об этом реально существовавшего и прославляемого 14 февраля святого Трифона, нежели непонятного святого Валентина.
Источник: rusplt.ru