06.04.2019 состоялась встреча Координатора САЕ Периферии стран бывшего СССР И.И. Саввиди со Всепонтийской Федерацией Греции (ПОЕ). ПОЕ разработала логотип к 100-летию со дня Геноцида греков Понта.
Логотип приняли и уже используют на своих мероприятиях Федерации США, Австралии и Европы. \
Разъяснение юбилейного логотипа, посвященного 100-летию со дня Геноцида греков Понта
В качестве логотипа памятных мероприятий понтийских организаций в 2019 году, в котором исполняется 100 лет с высадки убийцы Мустафы Кемаля в Амисосе 19 мая 1919 года, была выбрана начальная буква английского слова Genocide, буква G.
Вдохновением для создания логотипа стала фотография, на которой изображён путь 5.000 сирот возле Харпута в 1922 году. Хотя национальность детей на фотографии неизвестна, речь идёт о жертвах Геноцида христианских народов Отоманской империи. Тому же пути в Харпут, а оттуда – на невольничьи рынки Востока, поледовали тысячи Понтийских Греков во время Геноцида. Фотография была опбликована в 1930 году 1 .
Анализ логотипа
Полукруг буквы G формируется человеческими фигурами, которые изображают шествие. В нём символизируются «смертные пути» выселенных Понтийских Греков, во время которых потеряла жизнь большая часть населения, и подразумеваются все страдания, которые пришлось пережить Понтийским Грекам во время Геноцида.
В то же время, путь и его выбранные символы символизируют исторический маршрут Понтийских Греков, которые идут издалека не только в пространстве, но и во времени, проходя тысячелетия в Эвксинском Понте, создавая свою уникальную и монументальную цивилизваицю.
В конце пути выделяется среди человеческих фигур цветок. Это букет бессмертника. Бессмертник (Helichrysum stoechas) обладает свойством, будучи срезанным, сохранять в течение многих лет яркий жёлтый цвет и форму своих цветков. Свойства этого цветка, которые отражаются в его названии – бессмертник (α-μάραντος), то есть тот, что не вянет, символизируют в этом плане выживание и возраждение Понтийцев. Стойкость этого растения идентифицируется с динамикой Понтийского Эллинизма, который, несмотря на то, что прошёл через геноцид и был оторван от родной земли, смог выжить, сохраняя свою историческую память и свою культуру. В Бессмертнике подразумевается также глубоко укоренившееся убеждение, что Понтийский Эллинизм будет продолжать творить великие дела и подвиги. Чувство оптимизма, которое отражается в цветке бессмертника, преодолело все темные стороны Геноцида.
Бессмертник называется также Слезами Богородицы. Под этим названием он символизирует боль Греков о своей потеряной Родине, Понту.
Чувство оптимизма символизирует силу выживших от геноцида, которые борются против забвения, составляющего последню стадию этого мерзкого преступления против Человечества. Понтийские Греки не только выжили от Геноцида и победили забвение, но настаивают, верят с оптимизмом и борются, опираясь на убеждение в том, что:
ʾΗ Ρωμανία κι αν ʾπέρασεν ανθεί και φέρει κι άλλο
Отдельные символы:
Часть ионической колоны указывает на древний период истории Понтийских Греков.
Училище Трапезунда, которое называли «Маяком Востока», было выбрано как символ духовного развития и уровня образования Понтийских Греков.
Лира, самый узнаваемый музыкальный инструмент Понта, указывает на богатые и монументальные понтийские музыкальные традиции и косвенно ссылается на духовное культурное наследие Понтийских Греков.
Панагия (Богородица) Сумелά, крупнейший Ставропигиальный Монастырь Понта и один из его самых узнаваемых символов, и крест, который с благоговением держит женская фигура, используется здесь как упоминание о грубокой религиозной вере Греков, которая была одной из причин, по которой они подверглись геноциду.
Орёл в течение веков лет является одним из символов Понтийских Греков, появившись в 5м веке до н.э. на монетах Синопа, встречается в Византийскую эпоху как эмблема Императорской династии Комнинов и широко используется и на сегодняшний день.
Сочетание различных картин и символов на многогранном юбилейном логотипе содержит послания, которые свидетельствуют о долгом и ярком историческом пути Понтийских Греков, на драматический период Геноцида, на провал планов убийц по полному уничтожению христианских народов Отоманской империи и, в первую очередь, на обнадёживающее послание о выживании.
Оптимизм и убеждение в том, что Человечество справится, является тем, что движет нашей борьбой за Международное Признание Геноцида и предотвращение повторения подобных преступлений в будущем.