Итоги выборов в Греции. Улучшатся ли отношения с Россией, Православной Церковью? Каковы перспективы выхода из кризиса. Итоги выборов в Греции завершились победой партии СИРИЗА, ее лидер Алексис Ципрас вновь стал премьер-министром страны и сформировал правительство. Комментирует главный редактор AgionOros.ru, доцент МГУ Афанасий Зоитакис.
– Каков главный итог выборов?
– Греки продолжают терять доверие к политикам. Многие из них вообще разочаровались в институте выборов, не верят, что голосованием смогут изменить судьбу страны. Появились и те, кто не верит в объективность подсчета голосов избирателей. Как следствие 20 сентября 2015 года к избирательным урнам явилось лишь 55% греков. Еще в начале 2000-х не голосовали всего 20-25% населения. Показательно, что соперничавшие за победу партии СИРИЗА и «Новая Демократия» обе потеряли голоса по сравнению с предыдущими выборами: за СИРИЗА проголосовали на 500 тысяч избирателей меньше, за «Новую Демократию» 200 тысяч.
– Почему?
– Недоверие к правящей элите обусловлено разочарованием от ее многолетнего обмана населения и предательства национальных интересов. Политики приходили к власти под одними лозунгами, а проводимая ими политика была совершенно другой. Например, премьер-министр Андреас Папандреу, обещавший грекам вывод американских военных баз с территории страны, ничего не сделал в этом направлении. «Новая Демократия» перед выборами 2012 года пообещавшая «разорвать» Меморандум с кредиторами, после победы о своих обязательствах забыла. И «СИРИЗА», и «Пасок», и «Новая Демократия» – все, добившись власти, благополучно забывали о своих предвыборных обещаниях.
– Почему все-таки выиграла СИРИЗА?
– А какая была альтернатива? «Новая Демократия» запятнала себя в предыдущие годы. После того, как за пророссийскую позицию был смещен с поста лидера партии Константинос Караманлис, она проявила себя как сила абсолютно соглашательская, капитулянтская, выполняющая любые команды из Брюсселя. И этим заслужила неприязнь народа. В свою очередь «СИРИЗА» хотя бы обещала «продолжать жесткие переговоры с кредиторами» и «бороться за сокращение греческого долга». В это мало кто верит, но, по крайней мере, есть какая-то надежда на проведение Грецией хоть какой-то самостоятельной политики. Греки голосовали за Ципраса, потому что он пытался сражаться с кредиторами, добивался лучших условий. Прочие не делали даже этого и молча подписывали все бумаги, слепо выполняя инструкции из-за рубежа. Не будем забывать, что Ципрас неплохой оратор и умеет хорошо себя подать. Он не успел запятнать себя в коррупционных схемах и несмотря на то, что успел побыть премьер-министром, в глазах многих избирателей сохраняет репутацию свежего и молодого политика. Начав как радикал, он эволюционировал в сторону центристских взглядов. Фактически Греция возвращается к двухпартийной системе. Только если раньше Новой Демократии противостоял ПАСОК, теперь СИРИЗА.
– Как выступили другие партии?
Либералы из «Потами» выступили слабее, чем им прочили предвыборные опросы. Остальные сохранили свои позиции. Разочаровало выступление движения «Народное Единство». Отколовшиеся от СИРИЗА евроскептики, готовые на возращение национальной валюты, не смогли преодолеть трехпроцентный барьер.
– Изменятся ли отношения Греции с Россией?
– Тесного сближения ожидать, к сожалению, не приходится. Греция связана по рукам и ногам кредиторами и фактически утратила часть национального суверенитета. Многие эксперты полагают, что элита в этой стране прогнила насквозь, а основные политические силы контролируются из-за рубежа. Тем не менее, отдельные смелые самостоятельные шаги новое правительство, возможно, будет принимать. Недавно, несмотря на протесты США, был разрешен пролет российских самолетов в Сирию, после объявления результатов выборов подтверждена готовность сотрудничать с Москвой по поводу строительства нового газопровода на территории Греции. При этом партия «СИРИЗА» ограничена в свободе своих действий. Попытка пойти на разрыв с Западом и сближение с Россией чревата политическими потрясениями и рукотворной сменой власти, как это уже было в случае с премьер-министром Караманлисом. США, как опытный игрок, ставят сразу на несколько политических сил, и если одна из них артачится, используют запасной вариант, заменяя её другой. Таким образом, возможности для развития российско-греческих отношений очень ограничены. Не будем забывать и о внешней угрозе – у греков есть страх остаться один на один с воинственными соседями, такими как Албания, Бывшая югославская республика Македония, Турция. Если Греция пойдет на резкое сближение с Россией, её могут отдать на растерзание.
– Каковы будут отношения нового правительства с Православной Церковью?
С одной стороны, Ципрас пока ведёт себя осторожно. Позиционирует себя как атеиста, но при этом постоянно делает реверансы в сторону Православной Церкви: говорит о её исторической роли, важности современной миссии. Авторитет Церкви в греческом обществе по-прежнему высок, в связи с чем Ципрас опасается радикальных шагов и заявлений. С другой стороны, новым министром по делам образования и религии стал Никос Филис, известный своими воинственными антицерковными высказываниями. Есть опасения, что в обмен на списание части долга правительство может пойти на обострение с Церковью и даже предпринять против неё гонения. Вероятны и другие меры, малоприемлемые для православных людей. Приведу слова преподобного старца Паисия Святогорца, сказанные в начале 90-х гг. когда практически никто еще не знал о том, что у Греции существует большая внешняя задолженность: «На нашу страну наложили колоссальный внешний государственный долг. Долг такой огромный, чтобы мы не только не могли погасить задолженность, но и не успевали бы выплатить проценты по этому займу. Под благовидным оправданием они хотят запустить экономическую программу полного истребления нашего народа. Они будут постоянно внедрять новые меры экономического воздействия и неподъемные налоги, и этим добьются того, что народ в конце концов возмутится. И чего же они этим добьются? А вот чего: народ, угнетаемый непосильным экономическим гнетом, будет искать передышки, но ее никогда [греческому] народу не дадут, до тех пор пока люди окончательно не сдадутся и не преклонят свою голову до земли, высказывая тем самым совершенную покорность новой мировой системе. Они будут говорить: “вы правы, что протестуете, однако, у вас большой внешний долг, а те, у кого много денег, не платят налогов; чтобы нам не накладывать несправедливо на вас больших налоговых сборов – вы должны согласиться с совершенной системой электронного контроля. Благодаря ее внедрению станет видно, кто уважает закон, а кто избегает налогов”. Одновременно через финансовую электронную систему они будут предоставлять льготы и преференции, чтобы соблазнить людей мифическим экономическим облегчением. Братья, совершается чудовищный обман! Мы не сможем погасить внешний долг нашего государства, какие бы финансовые меры не были бы приняты. В их планы не входит существование экономически состоятельной и независимой Греции»1.
– Каковы перспективы Греции?
– К сожалению, обнадежить не могу. Эксперты МВФ полагают, что принятая по настоянию кредиторов программа «финансовой помощи» Греции только усугубит проблемы этой страны. К 2018 году долг Греции вырастет до показателя 200% к валовому внутреннему продукту2. Многие аналитики ожидают, что в текущем году ВВП страны сократится минимум на 2%. Экономика Греции умирает и вскоре она не сможет выплачивать даже проценты по кредитам.