Все человечество ныне, ближе к концу года 2015 от Рождества Христова, не просто озабочено, но и откровенно встревожено.
Расставляя точки над i.
Впервые со времен далеких, с 1962 года (см. Карибский кризис, Хрущев-Кеннеди), два общемировых центра силы не то, чтобы просто готовы к вооруженному конфликту: нет, и в Вашингтоне, и в Москве преизрядная часть элиты готова не отступать, не считаясь уже ни с чем. Противники все те же, и невзирая на все вопли русофобов как внутри России, так и вне ее, ясно, что единственной серьезной альтернативой американскому сверхмогуществу на сей час является Кремль. Слишком уж сомнительной является военная история Китая, начиная от погрома Поднебесной маньчжурскими бандитами-кочевниками (1644г.) и по сей день, чтобы принимать всерьез в вооруженном раскладе Чжунго Цинняньдао. Да и сама Америка, ни разу еще в своей все-таки 240-летней истории, не переживавшая иноземного вторжения, не знающая ни бомбардировок, ни – по-настоящему – слез матерей, тоже является сомнительной альтернативой путинской России. России, которая за все времена, начиная с ее создания (в 882 г., согласно гению Николаю Михайловичу Карамзину), сумела нейтрализовать угрозу как минимум двадцати врагов, каждый из коих мог эту самую Россию и вообще изничтожить. От хазар – до Гитлера! Ясно, что Россия путинская по сути одна, и доверять союзникам – ни одному из них – Владимиру Владимировичу не след. Не буду поименно оных называть, дабы редакцию не ставить в сложное положение, но это так. Итак, времена грядут тяжелейшие! Не буду утверждать, что III Мировая война уж идет, но то, что начаться может в любой момент – вне всякого сомнения.
Греция, которая на периферии
Весь мир и озабочен событиями промеж американцев да русских: Сирия стала центром притяжения, люди умные учат географию Ближнего Востока – особливо Ирака и Сирии. Человеку интеллигентному не знать, где находится Алеппо (Халеб), просто уж стыдно стало. Это общемировой тренд, и весь мир реально взволнован. Не то – Греция. Эллада оказалась реально на глубочайшем отшибе нынешнего цивилизованного мира. И что особенно удивительно, случилось это буквально несколько месяцев назад. В начале сего года в Греции к власти вполне легальным путем пришло ультралевое правительство (впервые в истории Европы с португальской левой революции 1974г.). В июле сие правительство – правительство Ципраса – решило пойти на референдум, который, несмотря на нечетко сформулированный вопрос, носил явно антиевросоюзовский характер. Ципраса поддержало 62% голосовавших, и греческий премьер срочно отбыл в Брюссель, где слету, ударно, даже не посопротивлявшись для виду, слил итоги этого самого референдума. Во всем мире это вызвало шок: столь откровенного предательства не ждал никто – от Лондона и до Москвы. В самой правящей греческой коалиции – ΣΥΡΙΖΑ – произошел раскол. Однако спустя чуть более двух месяцев, Ципрас пошел на новые выборы – и умудрился их вообще выиграть! На сем история в Греции кончилась. Стало ясно, что в нынешней ситуации с бесконечными меморандумами и просто уж мифически неподъемным долгом, виновно не одно лишь греческое правительство, и даже не греческий правящий класс в целом (establishment). Виновен самый греческий народ, лишенный всяческих честолюбивых устремлений; не то, чтобы имперского честолюбия (αυτοκρατορική αντίληψη), но и вообще устремлений сколь-нибудь возвышенных. Надо просто признать – переходим на терминологию великого Льва Николаевича Гумилева – что сегодняшние неоэллины начисто лишены всяческой пассионарности. Так, живут, хлеб жуют… Это положение именуется гомеостазом: т.е. живет себе народ в полной гармонии с окружающей его природой, и ни о чем эдаком, метафизическом – вовсе не задумывается. Εδώ περνάμε καλά… Кстати, по мнению другого великого историка – англичанина Томаса Карлейля, такие вот гомеостазные народы легко становятся жертвами более наглых соседей, теряя безвозвратно свою независимость. Это и есть периферия – не токмо Европы, общемировая. И оная не в силу экономических неурядиц: многие соседи Эллады живут хуже греков. Это просто бледная немочь…
Инициатива Филиса
Однако в каком бы состоянии не был этнос, даже для его простого функционирования нужна мысль, идея политическая. Не все ж ‘Олимпиакосом’ заниматься. И вот грекам подбросили сублимацию: министр просвещения Эллады Никос Филис выступил с заявлением о том, что он-де сомневается в некоторых аспектах, связанных с геноцидом понтийского эллинизма. Казалось бы, сомневаешься – ну и не толкуй! Но просто так лишь кошки родятся: выступление Филиса имеет некий background, и оный надобно уловить. Почему он выступил вообще? Чего сей Филис добивается? Почему он выступил именно сейчас? Народ наш реагирует двояко, и самое потрясающее, что все правы: одни говорят, что, дескать, заявление Филиса, это крайне унижающий нас, ромеев-греков Понта – выпад. И за сие и самый Филис, и правительство ΣΥΡΙΖΑ, должны ответствовать. Другие толкуют, что-де плевать на какого-то Филиса, и на то, что он говорит. И тут не поспоришь. Но есть и третья точка зрения – моя: я призываю на нее встать! Печально не то, что Филис выступил со своим заявлением. Ну, отрицает он геноцид понтийского эллинизма в начале века ХХ, да и что о нем толковать? Ну, министр просвещения Эллады, и что? На сем посту и почище народ бывал: вот г-жа Диамантопулу из ΠΑΣΟΚ’а выступала за то, чтоб греческий алфавит – явно древнейший в Европе! – заменить латинским. И те, кто толкуют о том, что плюнуть-де и растереть, и те, кто вышли протестовать против заявления Филиса на площадь (и молодцы, что вышли, все-таки мужской характер!) – не улавливают одно. И г-н Филис, и протчие его единомышленники (все эти Татцопулосы, г-жи Репусси и прочие ‘общечеловеки’) не тем вовсе опасны, что отрицают самый факт существования геноцида нашего народа. Как я уловил из слов Филиса (нюансы, нюансы надо чувствовать!), оный министр даже и не шибко отрицает самый сей факт… Он не придает оному геноциду вообще никакого значения! Был геноцид на Понте, не был – рассуждает Филис (Татцопулос, Репусси), нам-то что? И здесь дело вовсе не в отсутствии патриотизма у левых (мадам Репусси, кстати, вовсе и не левая – учебник-то ее издали при Самарасе). В восприятии греческого правящего класса – Понт, греки Понта – вещи для них чужеродные. А потому и никакого значения катастрофе этих людей ныне власть предержащие в Элладе не придают.
Это и понятно. Что им чужая боль?
То же и с нами, уважаемые читатели. Вот мои читатели – τ’εμετέρτς: вы много знаете о геноциде ассирийцев в Османской империи, который – одновременно с нашим – ассирийцам устроили курды? Мои русские читатели, конечно, близко к сердцу воспринимают трагедию русского крестьянства (20-30-е гг. ХХ в): оно и понятно. Крестьянство – становой хребет всякого этноса. Но ведь вряд ли русских доподлинно волнует тот геноцид, который вождь английской революции Оливер Кромвель устроил ирландцам в середине XVII в. То же и с Филисом. Ну, устроили решением парламента траурную дату – 19 мая (день высадки карательного корпуса Мустафы Кемаль-паши в Сампсунде – 19.05.1919г.). Так ведь день геноцида понтийского в Греции уж боле двадцати лет отмечается крайне формально. Близко к выборам – глядишь, и приходят чины высокие. Подальше от выборов – и приходят отставной козы барабанщики, а то и самую дату переносят. Что за день скорби такой, который можно переносить? Еще раз подчеркну, самый факт геноцида понтийского эллинизма греческий правящий класс воспринимает как-то отстраненно: это не их скрижали, не их история – и обижаться нечего. Даже в реально блестящих выступлениях коммуниста Памфилиса и хрисоавгита Панайотараса в стенах парламента речь шла о том, что-де ‘Οι Πόντιοι ειν’ αδέλφια μας’ («Понтийцы – наши братья»). Да последнему болвану понятно, что самая терминология подвергает сомнению тот факт, что греки Понта – есть неотъемлемая часть эллинизма вообще. Отсюда и заявления Филиса, и – по сути – поддержка министра просвещения греческим правящим классом.
P.S. Пока мы будем полагать, что все эти заявления попросту ошибочны, из-за незнания и прочее, мы к верным выводам не придем.
Всё прекрасно знают – знать не хотят! Иначе как объяснить факт простейший: на исходе двух величайших имперских периодов греческого этноса, эллинизма как такового – рушилось все. Были захвачены Римом Балканы и Малая Азия, греческие владения на Сицилии и в Южной Италии, владения греков на территории нынешней Франции. И в I в. до Рождества Христова гениальный воитель Понта ведет одну за другой три войны против легендарных римских полководцев – Цинны, Лукулла, Помпея… Митридатовы войны спасли честь эллинского этноса! Маленькое черноморское царство – из всех греков – пало последним. Вот о чем нам надобно помнить всечасно, нам, ромеям-грекам Понта, потомкам солдат Эвпатора. Пройдет полтора тысячелетия, и вновь Понт будет сопротивляться до конца. Уже под ударами турецких орд пал Царьград (29 мая 1453г.), но Великие Комнины в Трапезунде продолжали сопротивляться: столица Понта пала только в 1461г.. И вторично мы, ромеи-греки Понта, смогли продержаться дольше всех; не токмо греков – вообще всех православных! Исключая, разумеется, русских, кои находились тогда еще под гегемонией золотоордынских ханов. Мы дольше всех бились даже против Мехмета II Фатиха (Мехмета Завоевателя). Я горжусь сими двумя фактами, и призываю всех τ’εμετέρτς гордиться. А для ныне правящих в Элладе, да и для значимой части новогреческого народа, имена Митридата или Комнинов вообще ничего не говорят, не задевают их сердца. Из разных мы махалля люди…
Янис ТИКТОПУЛОС.