Вечером 15 декабря, когда садится солнце, все греки, чьи родственники попали в жернова “Греческой операции” 1937-1938 годов, зажигают в своих домах поминальные свечи.
11 декабря 1937 народный комиссар внутренних дел СССР Николай Ежов подписал директиву № 50215.
Согласно этому документу, органы НКВД разоблачили и должны немедленно ликвидировать широкую сеть греческих националистических, шпионско-диверсионных и вредительских организаций. Якобы конечная цель этих организаций — ликвидация советской власти и установление буржуазного государства фашистского типа.
Директива предписывала 15 декабря арестовать всех греков,
не только российских (в смысле, советских), но и «греческих» – граждан Королевства Греция, находившихся в СССР на вполне легитимных основаниях,
которые попадают под определенные категории. В том числе — бывших крупных торговцев и спекулянтов, а также «закордонных агентов ИНО НКВД и разведывательного управления РККА», то есть советских агентов греческого происхождения.
Для ареста никаких оснований, кроме национальности, большевикам-сталинистам не требовалось.
На Кубани было арестовано около 5200 лиц греческой национальности, среди репрессированных 92-94 % расстреляны.
Репрессии продолжались с 15 декабря 1937 года по ноябрь 1938. Жертвами греческой операции стали примерно 22 тысячи греков. Все растрелянные, а также те, кого отправили в лагеря смерти, сегодня реабилитированы.